Есть такая замечательная наука - история. Очень уж хочется любопытному человечеству точно знать как, что и когда произошло в нашем мире. Сегодня мы попробуем разобраться в истории появления и развития относительно молодого вида спорта и активного отдыха. Конечно, речь идет о сноуборде. Как была придумана снежная доска? Кто ее изобретатель? Давно ли это произошло? ...
Сегодня, когда на любом снежном склоне можно встретить ребят на досках, а сноубординг стал олимпийской дисциплиной, когда владельцы горнолыжных курортов констатируют постоянный рост числа сноубордистов на своих подъемниках при почти неизменной общей посещаемости, а сноуборд-парки стали неотъемлемой частью горнолыжного хозяйства, трудно себе представить, насколько коротка история сноубордической индустрии. Иначе и не назовешь этот огромный механизм, развившийся из гениальной идеи обычного инженера за какие-то два десятилетия. История сноуборда - это классический пример реализации американской мечты. А еще это идеальный пример работы маркетологов, работы как ошибочной, так и невероятно успешной. Историю сноуборда изучают студенты американских университетов!
Разумеется, обо всем этом совершенно не задумывался Шерман Поппен, инженер-конструктор газового оборудования, когда на Рождество 1965 года решил порадовать своих детишек новой забавой. Он соединил деревянными перемычками пару детских лыж, переставив на них ремешки креплений. Так впервые была реализована простая идея - дать человеку возможность скользить по снегу боком, как это делали серферы на волнах и скейтбордисты на асфальте. Жена Поппена даже придумала снаряду название - снёрф, от слов снег и сёрф. Игрушка имела успех у местной детворы, и Шерману пришлось повторить манипуляции с лыжами для соседских ребятишек. Глядя на игры детей, он подумал и о родителях. И отправился в Гудвилл, где оторванные ребята торговали травкой и катались летом на водных лыжах. Он купил у них старое оборудование, и заснеженные песчаные дюны побережья стали первым местом катания на водной монолыже по снегу. Шерм смастерил кое-какой инструмент и стал экспериментировать с канавками на нижней поверхности лыж, ведь тогда все лыжи имели такие канавки. Так получился настоящий снёрф - довольно длинный и тяжелый. А так как кромки снаряда постоянно стачивались, пришлось укреплять их полосками металла. С тех пор кант действительно стал держать. Идея была запатентована. Так что было время, когда Шерман Поппен имел авторские права на любое приспособление для спуска, оснащенное кантом! Впрочем, он никогда не поднимал этот вопрос - ни когда кант стали использовать Rossignol и Kneissl, ни позже, когда горнолыжное оборудование без канта просто исчезло с рынка.
Был ли Поппен единственным человеком, почувствовавшим широкие возможности снежной доски? Нет, свои попытки создания такого снаряда предпринимал еще один американец - Том Симс, имевший опыт производства скейтбордов. Но он опоздал. Меньше, чем через год после создания снёрфа Поппен продал права на его производство корпорации Brunswick. Снёрф, в промышленном варианте представлявший собой формованную доску из ламинированной многослойной фанеры с рифлеными площадками для ног, раздвоенным хвостом и веревкой на носу (никаких креплений!) стал бестселлером - доски продавались сотнями тысяч. Управление снарядом было весьма проблематичным, падения - скорее нормой, чем исключением, но число поклонников росло. В 1968 году, 18 февраля, на горнолыжном курорте Блокхаус Хилл в Маскегоне, Мичиган, прошли первые в истории соревнования в новом виде спорта - тогда еще снёрфе. Спортсмены спускались по прямой, соревнуясь на скорость. Но главное соревнование началось между производителями оборудования. Brunswick создал отделение Jem, единственным направлением деятельности которого стал снёрф. Но и это не спасло корпорацию от гибели - рынок не простил ее руководителям грубых маркетинговых просчетов. Мощные рекламные мероприятия не подкреплялись увеличением объемов производства, полностью отсутствовали возможности обучения. Сложность катания отпугивала новых покупателей, бум пошел на спад. На рынке активизировались конкуренты - конструктивно очень близкие к снёрфу продукты вышли под торговыми марками Уинтерстик и Скибоард. И все же, развитие было минимальным. По-прежнему проводились соревнования, по-прежнему у снежной доски были верные поклонники, но для всего остального мира - и, особенно, для горнолыжников - снёрф оставался все той же рождественской забавой.
Так продолжалось до 1979 года, когда на очередных соревнованиях снёрферов появились ребята из Вермонта на модернизированных досках. Новый снаряд был длиннее и шире, и, что самое главное, был снабжен креплениями! Автором модернизаций и лучшим райдером команды был Джейк (Карпентер) Бёртон, выпускник экономического факультета нью-йоркского университета. Уже в 1977 он организовал собственную компанию по производству снежных досок Burton, взяв за основу снёрф. Убедившись в недостатках этой модели - ценой сломанного пальца - он всерьез работал над ее улучшением, экспериментируя с размерами, формой бокового выреза и материалами. И все же, ключевым вкладом Бёртона в развитие сноуборда стали крепления - фиксация ног на доске в корне изменила ситуацию с управляемостью снежных досок. Выиграл ли Джейк те соревнования? Конечно, ведь новая доска была легко управляема, говорят его сотрудники и демонстрируют подтверждающую этот факт статью в газете двадцатилетней давности, которая украшает сегодня офис Бёртона. Конечно нет, говорит Шерман Поппен, ведь спортсмены ехали по прямой, а доска Джейка была больше и медленнее. Трудно сказать, кто здесь прав, но ведь в каждой истории должны быть загадки...
Так или иначе, но с этого момента развитие сноуборда вошло в эволюционную фазу. Все основные элементы снаряда были изобретены и дело было только за их совершенствованием. Джейк Бёртон не повторил ошибок производителей снёрфа. Он делал небольшие, но очень уверенные шаги вперед, заручился поддержкой нескольких горнолыжных курортов и магазинов, вел дела очень осторожно, нанимая помощников только по необходимости и разместив производство прямо в своем доме. "Доски делались в сарае, столовая была офисом, на втором этаже был склад, а гостиная стала демонстрационным залом. Звонки покупателей раздавались в моей спальне далеко заполночь, и я отвечал." Так описывает первые шаги своего бизнеса сам Джейк. Это продолжалось до 1983 года, когда Бёртон женился. Неуклонный рост производства позволил привлечь кредиты как от банков, так и от частных лиц - например, в финансировании приняла участие семья жены Джейка Донны. Фирма росла стремительно, вместе с интересом покупателей к сноуборду. А почему сноуборду, а не снёрфу? Дело в том, что Шерман Поппен был крайне недоволен, узнав, что для нового продукта используется запатентованное им название и обратился к Джейку с соответствующим официальным письмом. Окажись он тогда чуть дальновиднее - и на Олимпиаде проводились бы соревнования по снёрфу, а все мы до сих пор были бы снёрферами. Но доски под маркой Бёртон стали называться сноубордами и конструктивно аналогичные творения конкурентов все без сомнения стали называть точно также.
А конкуренты не дремали. Попробовать себя в производстве досок решили многие. А здоровая конкуренция не могла не привести к дальнейшему совершенствованию конструкции. Майк Олсон создал на Северозападе Америки производство под торговыми марками Gnu и Lib Tech, в мастерских которого появилось очень много разработок, касающихся формы и конструктивных элементов досок для карвинга и скоростного спуска. Стив Дерра организовал Flite Snowboards, первую фирму, поставившую на поток производство креплений с хайбэком - высоким задником, закрепленным на платформе. Также, он первым интегрировал стальной кант в корпус доски на стадии формования - до этого канты крепили шурупами. Крис Сандерс открыл фирму Avalanche Snowboards и впервые применил на своих досках радиусы боковых вырезов, близкие к аналогичным на коротких лыжах и весовой прогиб - по эффективности эти модели были уже близки к современным. Мощное производство организовал на своем предприятии Sims Том Симс - старые наработки позволили ему выпустить весьма конкурентоспособные доски и собрать под свои знамена очень сильную команду райдеров. Выпуском досок заинтересовались и гранды мировой лыжной индустрии. Это была середина восьмидесятых, время нового бума сноуборда. Соревнования стали намного серьезнее и разнообразнее, появились халфпайпы и трамплины. Роль кумира стала очень велика, и лидеры не замедлили появиться. Первой звездой нового вида спорта стал Терри Кидвелл. Гонщик команды Симса, он привнес в катание на сноуборде идеологию фристайла и стал чемпионом в халфпайпе не на один год. Именно его имя стояло на первой в истории сноуборда так называемой про-модели - доске, выпущенной Симсом специально под Терри. Впрочем, спортивная история сноуборда - тема для отдельного большого разговора.
Интерес к сноуборду неуклонно рос. Удовлетворить любопытство обывателя взялись сразу несколько специализированных журналов - сначала International Snowboarding Magazine (первоначально называвшийся Absolutely Radical), затем Snowboarder и Transworld Snowboarding. Совершенствование техники позволило райдерам выполнять зрелищные трюки и забираться в самые невероятные места для экстремальных спусков. Появились фотографы, активно катающиеся на досках и специализирующиеся на съемке райдеров. Фотографии, сделанные Бадом Фосеттом и Скальпом появились не только в специализированной прессе, но и в изданиях, весьма далеких от горнолыжной индустрии - ведь новый вид спорта был невероятно красив!
Что же было дальше? А это мы видим на наших склонах сегодня, когда волна увлечения сноубордом докатилась до России, когда кататься на доске стало очень модно, когда каждая российская домохозяйка ежевечерне наблюдает, как Майк Рэнкуит спрыгивает с вертолета на доске и мчится вниз по склону в поисках автомата со Спрайтом. Всеобщий интерес к новому виду спорта и массового отдыха привел к многократному увеличению объемов производства, да и самих производителей стало намного больше. Вырос уровень технологий, конструкции многократно усложнились и, кажется, приблизились к совершенству. А лидируют по-прежнему пионеры. Джейк Бёртон на выкупленном в 1992 году у корпорации Локхид заводе неподалеку от Берлингтона, где собирались авиационные пушки Гатлинг, выпускает сегодня почти 40% сноубордов в мире. Ближайшие конкуренты не делают и десяти, не смотря на то, что линии по производству досок есть даже в Китае. А как же Шерман Поппен? Талантливый изобретатель, он много лет отдал газовой промышленности, а затем создал передовую технологию сварки в среде аэрозолей и стал совладельцем компании Grand Cayman. Он не жалеет о сделанном много лет назад выборе и говорит, что благодарен Бёртону за развитие его идей. По слухам, его можно встретить на склонах Стимбот Спрингс. Долгое время оставаясь приверженцем горных лыж, он, все же, освоил сноуборд. Он катается на доске Burton.
В Европе:
Хосе Фернандес (Швейцария) - первый чемпион Европы, 1986 год.
В 1987 году состоялся первый чемпионат Мира по сноуборду.
Тогда же была создана ISA – международная Федерация снобординга.