Екстремал

Интервью с Джоном Гиллом

Джон Гилл (16.02.1937) считается первым, кто сделал шаги в направлении, которое сегодня считается современным болдерингом. Он пролезал трассы, которые, как теперь становится ясно, далеко опережали его время. Джон - профессор математики и его аналитические способности и образ мышления не могли не отразиться на том, чем он увлекается, на его "философии болдеринга". Необычные взгляды на вещи и видение мира, основанные на богатейшем жизненном и спортивном опыте, не могут оставить равнодушным никого, кто заражен вирусом скалолазания.

- Верно ли то, что Вы пришли к болдерингу через занятия гимнастикой?

Уже в 1953г. я начал заниматься скалолазанием и только 1 год спустя - гимнастикой. Я рассматривал ее, как возможность развить силу, необходимую мне для лазания. Тогда же я установил, что скалолазание только выигрывает, если делать динамичные, как у гимнастов, движения и использовать магнезию.В месте с этим у меня возникло новое видение скалолазания - как своеобразной формы гимнастической игры, вместо старого доброго представления о нем, как об одной из разновидностей горных видов спорта. И в дальнейшем я продолжил свои занятия спортивной гимнастикой, просто так - для удовольствия.

 


- Как Вы пришли к своей интерпретации болдеринга как " медитации через движение"? Какую роль сыграла гимнастика в этом процессе?

С помощью гимнастики я выработал необходимые силу и холоднокровие, которые дали мне освобождение от власти категорий сложности , так давящих психологически при работе над болдеринговыми проблемами, а вместо этого превратили эту работу в некое кинестетическое переживание, абсолютное искусство движения. И когда я из раза в раз повторял несложные трассы это было для меня той самой медитацией через движение - я в то время был очень увлечен практиками Дзен. Это значит, что я концентрировался при лазаньи на каждом отдельном элементе движения, полностью "выключая" при этом мир вокруг себя.

- Откуда возникло восприятие болдеринга, как некоего искусства?

Гимнастика - искусство, воплощенное в красоте,грациозности и самодисциплине, которые необходимы для того, чтобы творчески относиться к исполнению самых рутинных упражнений. В свою очередь болдеринг мог бы также рассматриваться как совокупность таких упражнений, но только на "гимнастических снарядах"естественного происхождения.

Телесные и эмоциональные переживания, которые даются регулярными тренировками и повторными прохождениями болдеринговых проблем, открывают для меня художественную составляющую лазания, а поиск острых ощущений отступает на задний план.

- Каковы основные характерные черты хорошего (экономичного, оптимального) лазания ?

Для меня очень важным являются как экономичное использование силы, так и плавные, изящные и точные движения. Самой простой методикой тренировки в данном случае является попытка лазанья "без помарок".

Гимнасты, например, всегда стремяться, чтобы их исполнение выглядело красивым и дающимся без труда, как бы не было сложно упражнение в действительности. И если скалолазание было бы спортом, предполагающим наличие зрительного зала, тогда подобный ход мыслей был бы подходящим и для скалолаза.

И что еще важнее, когда лазанье рассматривается с подобной точки зрения - как художественное действие - оно более цениться и самим "художником", как некое чувственное переживание.

- Когда листаешь Вашу книгу "Master of Rock", встречаешь почти на всех фотографиях выражение глубочайшей концентрации, буквально стоическое выражение лица. Какие мысли, какие установки скрываются за этим выражением?

Несмотря на сильное напряжение я делал попытку создать впечатление невозмутимости и спокойствия. Мне никогда не нравилось страдать во время лазания или принуждать себя к чему-то, меня всегда гораздо больше интересовали красота и радость от занятия этим видом спорта.

Я пытался представлять, демострировать другой аспект скалолазания - аспект, лежащий вне возбуждения, острых ощущений или чувства опасности. Для отображения этого, я частенько как бы "позировал" для фото во время прохождения болдеринговой проблемы. Кому-то это может показаться не совсем искренним, но таким образом я просто хотел донести это свое представление.


- Если бы Вы должны были в нескольких пунктах сформулировать свою "генеральную линию" в скалолазании, как бы это выглядело?

Не позволяйте себе быть напуганным болдерингом, не имеющим особенной сложности или объективно опасных мест. Пытайтесь увидеть скрытые в нем красоту и хореографию, а не относитесь к трассе как к одной из многих, соответствующих какой-то там категории.

Рассматривайте лазание как исследование, захватывающее приключение, вместо попытки достичь абстрактное число или букву на мерной рейке. Экспериментируйте, ищите в лазании другие аспекты, например пытайтесь достичь состояния медитации через движение.

Также относитесь с уважением ко взглядам и точке зрения "не-лазающих" - они определенно имеют численный перевес - и распрощайтесь с идей, что вы должны влезть на каждый камень в этом мире. Не дайте себе помешаться на представлении, что скалолазание складывается единственно из мастеров категорий сложности - держите в голове, что в любой момент может появиться какой-нибудь 10-летний мальчик, который просто всех облезет.

- Как Вы полагаете, тренер - человек, который делится с воспитанникоми своими знаниями и установками - полезен для достижения прогресса в лазании? Какие качествами должен обладать хороший тренер?

Я всегда был скалолазом-любителем. В целом, я не поддерживаю профессиональную помощь в скалолазании, как только она начинает выходить за пределы передачи базовых знаний и ненавязчивого инструктажа - а скорее, задания верного направления. При рассуждениях о частном тренере я начинаю чувствовать себя как-то неуютно, как ярый сторонник метода самостоятельного обучения и мотивации.

Я твердо уверен в том, что мы в состоянии учиться без посторонней помощи. Мне больше импонирует идея стать "учеником" более опытного и зрелого скалолаза, чтобы получить необходимое руководство к действию - предпочтительно без финансовой заинтересованности. Этот способ обучения - древний как мир, исконный, академичный и может быть даже религиозный процесс.

Чем большую поддержку от скалолазов получает появление профессионалов в этом виде спорта, а также различных соревнований, с их правилами и предписаниями, становящимися все более и более формальными, тем ближе становиться скалолазание к соревнованиям по спортивной гимнастике.

То, ценность чего заключалась раньше в ощущении отдыха и свободного времени попало в фокус общественного внимания, как эффектное спортивное выступление, действо с акробатические трюками, превратилось в некую игру, в которую готовы играть юные, одаренные девушки и юноши. А гимнастика уже не является ни формой отдыха, ни формой расслабления - но ведь это тот самый аспект, в котором я вижу особенную ценность скалолазания: способствующее отдыху времяпрепровождение для абсолютно любого обычного человека. Но я уже старик, а спорт принадлежит молодым! 

 

 

Фото з галереї користувачів

Людочка

[Людоч...]

:)

[:)]

Лёшик

[Лёшик]

Смирнов

[Смирн...]

 

Online Користувачі

Ні
На даний момент 25 гостей на сайті